Магия башкирского тамбура

Пузырева Анастасия Анатольевна
главный методист

Рассказ об удивительной мастерице тамбурной вышивки Нуримановского района- Нуримановой Резиде Сайфуллловны.Резида Сайфулловна Нуриманова, известная мастерица из Нуримановского района, принадлежит к числу тех талантливых умельцев, чье искусство демонстрирует, что национальная одежда башкир - это не просто уникальноеи красивое изделие, а история народа.На Международном конкурсе мастеров башкирского национального костюма «Тамға» в номинации «Башкирская одежда-реконструкция» Резида Сайфулловна стала обладателем специального приза и была награждена денежным сертификатом. На конкурс в категории «Женская одежда» она представила два комплекта реконструированной женской национальной одежды северо-восточных башкир рода «Бүләкәй-Көҙәй».В своих работах мастерица отражает самобытность и традиции своего народа.

Башкирский национальный костюм поражает своей красотой. Он отражает в себе всю любовь и уважение к предкам, многолетние традиции и обычаи народа, а также красоту и богатство родного края. Поэтому национальная одежда башкир уникальна и вызывает неподдельный интерес среди жителей нашей республики и района в частности.

Резида Нуриманова вот уже несколько лет занимается тамбурной вышивкой. Вышивает роскошные узоры на национальных костюмах для вокального ансамбля «Гульназира» с.Новокулево и для себя лично.

- Мое увлечение началось с изучения истории района, села и рода Кудей. Работая в библиотеке, я восстановила историю своей малой родины, для этого обошла с расспросами старожил своего села и соседних деревень. Узнала о выходцах села Новокулево, даже помню, оформила стенд с фотографиями, званиями и заслугами знаменитых земляков, - вспоминает Резида Сайфулловна. – Также вела кружок «Юный краевед». Мне всегда были интересны традиции и обычаи башкирского народа, поэтому после выхода на заслуженный отдых возглавила районный центр башкирской культуры «Кудей».

В центре башкирской культуры «Кудей» для Резиды Нуримановой вновь началась работа по изучению истории башкирского народа. Она ездила на выставки, где знакомилась с особенностями быта башкир и  народными костюмами, ведь в каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» определенного района, проходила мастер-классы, на которых училась вышивать бисером, правильно пришивать монеты и украшать нагрудник. Кроме того, Резида Сайфулловна стала участницей местного вокального ансамбля «Гульназира» под руководством Хакима Ситдикова.

- Мои знания понадобились в оформлении костюмов для выступления. Наш вокальный ансамбль активно участвовал во всех концертах района и республиканских конкурсах. Поэтому концертные костюмы приходилось украшать самим, - говорит Резида Сайфулловна. – Но в 2017 году в конкурсе «Ашкадар тоннары», исполнив песню «Гульназира» с танцами «Киске уен», ансамбль был награжден денежным сертификатом за второе место среди 43 коллективов и дипломом «За сохранение колоритного костюма». Сертификат использовали на приобретение ткани, а пошив концертных костюмов организовал районный отдел культуры.

В связи с пандемией коронавируса гастроли вокального ансамбля «Гульназира» приостановились, поэтому Р.Нуриманова решила немного преобразить костюмы и вышить на них узоры, орнамент и этническую атрибутику.

- Платья и фартуки стали более красочными, интересными и со своей историей, - делится Р.Нуриманова. – Мне так понравилось вышивать на них, что из остатков ткани я сшила еще одно праздничное платье, которое украсила различными узорами. В рисунок фартука вложила глубокий смысл: орнамент в виде спирали означает бесконечность, липовые листья с цветами – это наши предки, очаг – семья, цветы – дети, листья дуба – дерево рода Кудей. Шесть поколений условно изображены на нем. Надеюсь, что на этом  украшение фартука не закончится, ведь на нем еще так много места для цветов.

Тамбурная вышивка (ҡайыу, ҡайып сигеү, элмә, йүрмәп сигеү, ҡабартмалы сигеү, баҫыу) в искусстве башкир – глубоко традиционный способ декорирования тканей. Это один из самых распространенных видов художественной вышивки. Тамбурные швы входят в 1-ю группу швов и известны своими древними традициями. Башкирскому тамбуру присущи цветочно-растительный орнамент, с набором традиционных элементов, в которых угадываются очертания цветов, плодов, кистей, соединенных в гирлянды. Основным материалом для вышивки до середины XIX века служила домотканина, со второй половины XIX века – хлопчатобумажные и шелковые ткани. Вышивали иглой или крючком, с пяльцами или без них.

Северо-восточный регион республики всегда вызывал интерес исследователей как место, где совместно сосуществуют культуры тюркских, финно-угорских и славянских народов, местом, где эти культуры веками формировались, взаимообогащались.

Искусство тамбурной вышивки сохранилось у северо-восточных башкир, проживающих на территории Белокатайского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов Республики Башкортостан, Бардымского района Пермского края, Нязепетровского района Челябинской области, Красноуфимского и Нижнесергинского районов Свердловской области.

В процессе исторического развития складывались определенные техники вышивания, различные приемы исполнения, развивался характер вышитого узора, колористические решения. 



К списку участников